
25 причин неисправности холодильных агрегатов и возможности их ремонта
Все неисправности, возникающие в процессе эксплуатации установок кондиционирования воздуха и холодильных машин, требующие проведения ремонт холодильных агрегатов, можно разделить на три основные группы:
- неисправность электрической схемы
- неисправность механической части агрегатов
- комбинированные, то есть в оборудовании присутствуют оба типа указанных выше неисправностей
Причина №1 ремонта холодильных агрегатов
Неисправности в электроснабжении холодильного оборудования
Обеспечение непрерывного электропитания – ключевая задача электроснабжения охладительного оборудования. В случае отключения электроэнергии, перед повторным запуском установок необходимо убедиться в исправности электродвигателя. При обнаружении неисправности или выходе двигателя из строя, требуется проведение ремонтных работ или его полная замена.
Причина №2 ремонта оборудования для охлаждения
Выход из строя переключателей охладительного агрегата
Для подключения энергоемкого оборудования используются мощные рубильники или переключатели, которые обычно располагают в непосредственной близости от него. Конструктивно они могут включать только контактные группы, либо контактные группы в сочетании с предохранителями. Обязательным требованием является установка в металлический щит и наличие рычага для включения/выключения питания. Перед началом работы оборудования рычаг необходимо перевести в положение “Включено”.
Неисправность переключателей в холодильном агрегате может привести к остановке работы системы. Своевременная диагностика и замена неисправных переключателей критически важна для поддержания непрерывной работы оборудования.
Причина №3 ремонта холодильных установок
Потеря работоспособности защиты холодильной машины от перегрузок в сети
Плавкие предохранители защищают электропитание охладительных установок от перегрузок, вызванных, например, коротким замыканием двигателя, повреждением изоляции, неисправностью пускателя, перенатяжением ремня вентилятора или заклиниванием подшипников. При срабатывании предохранителя необходимо выявить и устранить причину перегрузки перед заменой.
Причина №4 ремонта холодильных систем
Возможные поломки компрессора в холодильной установке
Компрессор отводит пары хладагента из испарителя, снижая в нем давление для достижения необходимой температуры кипения. Он также повышает давление паров хладагента в конденсаторе, чтобы обеспечить конденсацию за счет более низкой температуры охлаждающей среды.
Электрические неисправности компрессора
Электрические неисправности обычно связаны с повреждением электродвигателя: обрыв обмотки, межвитковое замыкание или замыкание на корпус. Недостаточная смазка подшипников компрессора ускоряет их износ и может привести к заклиниванию вала, что вызывает перегрузку электродвигателя. Перегрузка, в свою очередь, приводит к срабатыванию защитных устройств (реле, автоматического выключателя) или перегоранию предохранителей из-за повышенного тока. Заклинивание вала требует ремонта или полной замены компрессора.
Для выявления причин снижения уровня масла в компрессоре необходимо проверить как сам компрессор, так и все остальное оборудование. Причинами могут быть утечки хладагента, попадание масла в испаритель и другие факторы.
Прежде чем запускать замененный компрессор, важно провести диагностику и устранить все неисправности. Необходимо исключить неисправности пусковых устройств или дефекты рабочего конденсатора, чтобы точно определить причину проблемы. Неисправный масляный насос проявляется стуком подшипников или заклиниванием вала компрессора, что обычно вызвано износом деталей насоса. Ремонт или замена масляного насоса проводится одновременно с ремонтом компрессора.

Механические неисправности компрессора
Клапаны компрессора отвечают за регулировку потока хладагента. Если они неисправны или пропускают пары хладагента, эффективность работы компрессора снижается. Компрессор может издавать сильный шум при перекачке масла или жидкого хладагента. Длительная перекачка жидкости может привести к поломке клапанов, повреждению поршней и подшипников.
При избыточном уровне масла в картере, оно попадает в цилиндры компрессора. Для поддержания рекомендуемого уровня, излишки масла удаляют через сливное отверстие. Иногда для слива масла требуется демонтаж компрессора и удаление хладагента из компрессора или системы.
Попадание жидкого хладагента в компрессор холодильной установки приводит к резкому снижению температуры корпуса, вызывая конденсацию влаги или образование льда. Это может быть вызвано переполнением системы хладагентом, неправильной настройкой перегрева ТРВ, излишним открытием регулирующего вентиля или повышенной нагрузкой на испаритель. Использование компрессора с чрезмерной производительностью вызывает падение давления всасывания и снижение температуры кипения хладагента в испарителе, что приводит к избыточному осушению воздуха. В таком случае рекомендуется либо заменить компрессор на менее мощный, либо установить устройство для регулировки производительности, что является более экономичным решением.
Причина №5 ремонта систем охлаждения
Выход из строя пускателей и контакторов
Для управления электродвигателем компрессора используются электромагнитные пускатели и контакторы. Частая причина их выхода из строя – перегорание катушки. Заклинивание пускателя или контактора может привести к повреждению электродвигателя холодильного агрегата или компрессора, сопровождаясь характерным гудением. Если заклинивание произошло в разомкнутом состоянии, двигатель не запустится. В любом случае, заклинившие контакторы или пускатели подлежат обязательной замене.
Подгорание контактов пускателей или контакторов также может вызвать повреждение обмотки электродвигателя холодильного оборудования. Эрозия на подгоревших контактах снижает плотность контакта, что приводит к увеличению тока и повреждению обмоток двигателя. Поврежденные контакты необходимо заменить.

Причина №6 ремонта охладительных машин
Поломки в управлении холодильного агрегата
Цепь управления отвечает за функционирование отдельных компонентов машин для охлаждения. В её состав входят реле высокого и низкого давления, реле температуры, катушки пускателей и контакторов, электродвигатель вентилятора с защитным реле, трансформатор, контактор компрессора, электромагнитный вентиль, предохранитель и защитное реле. Сила тока в цепи управления обычно невелика. Неисправности в цепи управления обнаруживаются путем последовательной проверки работоспособности каждого элемента, после чего производится необходимый ремонт.
Причина №7 ремонта установок для охлаждения
Выход из строя охладительной машины из-за поломки реле контроля смазки
Реле контроля смазки защищает компрессор от поломок, возникающих при недостаточном уровне смазки. Оно реагирует на разницу давлений масла на выходе из масляного насоса и давления хладагента в картере. При запуске компрессора реле времени временно блокирует контакты реле контроля смазки, позволяя масляному насосу создать необходимое рабочее давление масла. Это предотвращает отключение компрессора из-за кратковременных колебаний давления масла. Если после достижения нужного разряжения контакты реле контроля смазки не разомкнулись, реле времени отключит компрессор, сигнализируя о неисправности реле контроля смазки, которое подлежит замене, так как ремонт нецелесообразен.
Причина №8 ремонта морозильных агрегатов
Отказ реле температуры может привести к остановке установки
Реле температуры – это прецизионный прибор, регулирующий работу холодильного оборудования в зависимости от изменения температуры в контролируемом помещении. В качестве датчиков в реле используются биметаллические элементы или термобаллоны, давление внутри которых изменяется пропорционально температуре окружающей среды.
Исправность реле температуры определяется его способностью замыкать и размыкать контакты при заданных значениях температуры. Если контакты не срабатывают, необходимо попробовать перенастроить реле. В случае невозможности настройки, реле температуры подлежит замене, поскольку его ремонт обычно экономически невыгоден.
Причина №9 ремонта систем охлаждения
Поломки реле давления
Реле давления обеспечивают защиту компрессора и электродвигателя установки от повреждений, вызванных критически низким или высоким давлением хладагента в нагнетательной линии. Завод-изготовитель оборудования устанавливает рекомендованные значения давления. Если после срабатывания реле давления компрессор начинает циклично включаться и выключаться, причина обычно кроется не в самом реле. Если уставка реле не соответствует норме, его регулируют. При обнаружении утечки хладагента в сильфоне требуется ремонт с заменой поврежденных деталей.
Причина №10 ремонта систем охлаждения
Выход из строя оборудования из-за дефекта электропроводки
Ненадежная электропроводка – распространенная причина неисправностей в холодильном оборудовании, которые не всегда легко выявить. При обнаружении ослабленных соединений необходимо отремонтировать или заменить провода и клеммы.
Некорректное подключение электропроводки при монтаже холодильного оборудования может привести к неэффективной работе или полному отказу системы. При возникновении сомнений в правильности соединений следует обратиться к монтажной схеме, выявить и устранить несоответствия.
Причина №11 ремонта холодильного оборудования
Неисправные электрические конденсаторы
Пусковые и рабочие конденсаторы используются для оптимизации характеристик электродвигателей, влияя на их запуск и работу. Производители охладительных установок выставляют определенные требования к характеристикам и размерам конденсаторов, которые необходимо соблюдать при замене.
Пусковой конденсатор, включенный в цепь запуска двигателя, обладает сравнительно большой емкостью и рассчитан на кратковременную работу. При выходе его из строя требуется замена. Важно также проверить пусковое реле перед установкой нового конденсатора, чтобы предотвратить его преждевременную поломку из-за неисправности реле.
Причина №12 ремонта систем охлаждения
Поломки пусковых реле
Пусковые реле отключают пусковую обмотку электродвигателя, когда его частота вращения достигает 75% от номинальной. Существуют различные типы пусковых реле: токовые, тепловые, полупроводниковые и реле напряжения, выбор которых определяется мощностью и конструкцией холодильного оборудования.
Неисправное пусковое реле подлежит замене, так как оно препятствует нормальному запуску электродвигателя. Эрозия контактов реле может привести к его заклиниванию в открытом или закрытом положении. Заклинивание реле в закрытом положении вызывает запуск двигателя, однако может привести к частому включению и выключению двигателя через короткие промежутки времени.
Причина №13 ремонта систем охлаждения
Выход из строя подогревателя картера установки
Подогреватели картера представляют собой электрические нагревательные элементы, обычно спиральной конструкции, предназначенные для испарения жидкого хладагента, который может попадать в картер холодильного агрегата. При неисправности подогревателя картера его замена является обязательной процедурой для восстановления нормальной работы системы.
Причина №14 ремонта холодильных машин
Высокое давление нагнетания
Повышенное давление нагнетания приводит к перегрузке электродвигателя и снижает эффективность работы компрессора и всей холодильной установки. Это требует обязательного проведения ремонтных работ и может быть вызвано следующими факторами:
- Нагнетательный вентиль компрессора закрыт
- Не поступают воздух или вода для охлаждения конденсатора
- Избыток хладагента в системе
- Наличие неконденсирующихся газов в системе
Причина №15 ремонта оборудования для охлаждения
Низкое давление всасывания
Давление всасывания может быть ниже нормы в следствие:
- Недостаточного количества хладагента
- Загрязнения воздушного фильтра, испарителя или вентилятора
- Растяжения ремня вентилятора
- Обмерзания испарителя
- Слишком низкой уставки перегрева ТРВ
- Слишком низкой уставки автоматического регулирующего вентиля
- Наличия сопротивления в линии подачи хладагента
Важно немедленно провести ремонтные работы для выявления и устранения причины низкого давления всасывания. Игнорирование этой проблемы может привести к выносу масла из картера компрессора в систему, что чревато серьезной поломкой компрессора холодильной машины и дорогостоящим ремонтом.
Причина №16 ремонта холодильного оборудования
Поломки терморегулирующих вентилей (ТРВ)
Терморегулирующие вентили (ТРВ) широко используются для регулирования подачи хладагента в испарители. Точная настройка перегрева ТРВ оказывает значительное влияние на холодопроизводительность холодильного агрегата.
Если клапан ТРВ не закрывается, это приводит к обильному образованию конденсата на всасывающем трубопроводе и, из-за попадания жидкого хладагента, на картере компрессора холодильной машины. В этом случае регулировка ТРВ неэффективна и требуется его замена на новый.
Причина №17 ремонта холодильного агрегата
Местное сопротивление в системе фреонового контура
Появление локального сопротивления в контуре циркуляции хладагента снижает его подачу в испаритель, что приводит к падению давления всасывания ниже допустимого уровня. Причины сопротивления могут быть следующими:
- деформацией трубопроводов
- засорением фильтра
- закупоркой осушителя
- загрязнением капиллярной трубки
- ледяной пробкой в клапане ТРВ
Для обеспечения устойчивой работы системы необходимо установить неисправность и провести ремонтные работы холодильной системы.
Причина №18 ремонта оборудования
Возврат масла в компрессор
“Ловушки”, образующиеся в провисших участках трубопроводов хладагента, задерживают масло и могут вызвать повреждение компрессора холодильного оборудования. Масло отделяется от хладагента и скапливается в этих низко расположенных точках, препятствуя его возврату в картер компрессора. Хладагент проходит над скопившимся маслом, которое остается в трубопроводе.
Данная проблема требует обязательного ремонта системы охлаждения и может быть решена двумя способами: корректировкой положения трубопроводов или установкой маслоотделителя, что является более затратным решением.
Причина №19 ремонта холодильных систем
Вибрация и шум
Вибрация трубопроводов, возникающая из-за неправильной установки или эксплуатации холодильной машины, требует устранения, поскольку ослабление соединений может привести к утечке хладагента. Износ или поломка элементов крепления холодильного оборудования также сопровождаются неприятным шумом. Для устранения этих проблем необходимо заменить детали крепления, подтянуть болты и гайки, заменить пружины, выполнить центровку или заменить муфту валов.
На валу электродвигателей устанавливаются фетровые шайбы для выравнивания ротора относительно магнитного поля. Износ этих шайб приводит к смещению ротора вдоль оси в подшипниках, вызывая шум, указывающий на необходимость ремонта двигателя. Изношенные подшипники также являются источником вибрации и шума. Для обеспечения надежной и экономичной работы холодильных установок необходимо своевременно заменять подшипники, строго следуя инструкциям по замене и смазке.
Причина №20 ремонта холодильного оборудования
Большое снижение давления в испарителе
Существенное падение давления в испарителе холодильной машины часто указывает на возникновение сопротивления в терморегулирующем вентиле (ТРВ) и его внешней уравнительной линии. Необходимо проверить работоспособность ТРВ и состояние внешней уравнительной линии. Если ТРВ функционирует корректно, но после продувки уравнительной линии проблема сохраняется, требуется замена уравнительной линии в рамках ремонтных работ холодильной системы.
Причина №21 ремонта оборудования для охлаждения
Недостаточная площадь поверхности испарителя
В правильно спроектированной и собранной холодильной установке испаритель обладает заданной площадью теплообмена. Поврежденный испаритель подлежит обязательному ремонту или замене. При замене необходимо учитывать площадь поверхности нового испарителя.
Причина №22 ремонта холодильных агрегатов
Сопротивления в трубопроводе или вентиле
Трубопроводы с недостаточным диаметром или с локальными сопротивлениями ухудшают эффективность работы холодильной установки. Заужение трубопроводов приводит к снижению производительности и затрудняет возврат масла в компрессор. При наличии обеих этих проблем требуется замена трубопроводов в рамках ремонта системы.
На жидкостной линии устанавливают запорный вентиль. В открытом состоянии он практически не оказывает сопротивления потоку хладагента. В закрытом состоянии циркуляция прекращается. Частично закрытый вентиль создает сопротивление потоку, вызывая дросселирование хладагента. Дросселирование можно обнаружить по разнице температур по обе стороны вентиля, а также по снижению давлений всасывания и нагнетания.
Причина №23 ремонта в холодильной установке
Обеспечение нормального давления конденсации
При эксплуатации холодильного агрегата, расположенного на улице в зимний период, может наблюдаться резкое падение давления нагнетания, что приводит к двум проблемам: недостаточному давлению для конденсации хладагента и отсутствию необходимого перепада давления в терморегулирующем вентиле (ТРВ). Эти условия снижают эффективность работы холодильной машины. Для обеспечения нормальной работы рекомендуется использовать более теплую среду для охлаждения конденсатора или установить регулятор давления.
Причина №24 ремонта охладительной установки
Обеспечение нормальной работы испарителя
Если в холодильной машине установлен испаритель с недостаточной площадью поверхности или он поглощает избыточное тепло от мощного вентилятора, давление всасывания повышается, и компрессор работает с перегрузкой. Для устранения этой проблемы следует заменить испаритель на модель с требуемой площадью поверхности.
Альтернативным, но не всегда эффективным, решением является уменьшение потока воздуха, проходящего через испаритель. Поток воздуха снижают до уровня, при котором давление всасывания возвращается к норме и испаритель начинает обмерзать. Если требуемая разница между температурой воздуха и температурой кипения хладагента достигается без обмерзания испарителя холодильной установки, то работа системы считается удовлетворительной.
Причина №25 ремонта систем охлаждения
Влага в системе
Наличие влаги в системе охлаждения может привести к множеству проблем, требующих сложного и дорогостоящего ремонта. Наиболее серьезной является замерзание влаги в отверстии регулятора подачи хладагента в испаритель. Кроме того, в контуре образуется кислота и загрязняется смазочное масло в компрессоре холодильной установки.
Образование кислоты в системе проявляется в виде омеднения стальных клапанов и других деталей. Другими признаками являются перегорание обмоток электродвигателя и изменение цвета масла. В таком случае ремонт холодильного оборудования включает полную замену масла и хладагента с обязательным вакуумированием и использованием фильтров-осушителей.
Заключение
Представленный перечень неисправностей, безусловно, не является исчерпывающим списком возможных проблем, требующих ремонта холодильного оборудования. Мир холодильной техники сложен и многообразен, и в процессе эксплуатации могут возникать самые разнообразные поломки.
Специализированное Бюро Наладки (СБН) предлагает полный спектр услуг в области холодильного оборудования, включая:
- Тщательную диагностику: определение точной причины неисправности с использованием современного оборудования и методов.
- Качественный ремонт: устранение поломок любой сложности с применением оригинальных запасных частей или качественных аналогов.
- Профессиональную наладку: оптимизация работы холодильного оборудования для достижения максимальной эффективности и энергосбережения.
- Регулярное сервисное обслуживание: предотвращение поломок и продление срока службы оборудования за счет своевременного технического обслуживания.
Специализированное Бюро Наладки проводит ремонт холодильных агрегатов по Краснодарскому краю.
- Гидравлическая балансировка контуров системы холодоснабжения
- Ремонт винтовых и центробежных компрессоров в Краснодарском крае
- Профессиональная диагностика систем вентиляции
- Ремонт и наладка чиллеров TRANE, CARRIER, McQuay, Daikin, RHOSS, CLINT и других брендов
- Диагностика неисправностей чиллеров: типичные поломки, методы диагностики, инструменты
- ПНР чиллеров по Краснодарскому краю
- Техническое обслуживание чиллеров в Краснодарском крае
- Прецизионные кондиционеры: управление климатом для критически важных объектов
- Профессиональный ремонт мультизональных систем VRF/VRV
- Сезонный запуск чиллера